Оплата отопления при отсутствии приборов отопления

С 1 января 2019 года начали действовать новые формулы расчёта платы за отопление. Вид у них, мягко скажем, отпугивающий. Наш постоянный эксперт Елена Шерешовец объяснила, как изменились формулы расчёта платы за отопление и кому не понравятся нововведения.

Оплата отопления при отсутствии приборов отопленияКак в 2019 году изменилась система расчётов платы за отопление МКД

Что случилось

Елена Шерешовец рассказывает, на самом ли деле изменились формулы

Постановление Правительства РФ от 28.12.2018 № 1708 года внесло изменения в Правила предоставления коммунальных услуги утвердило новые формулы расчёта платы за отопление.

Для домов, которые не оборудованы общедомовыми приборами учёта, действуют две формулы: формула 2(3) для расчёта размера платы за отопление равномерно в течение года и формула 2(4) для расчёта платы в отопительный период.

Если в доме установлен общедомовый прибор учёта, расчёт размера платы будет зависеть от наличия в доме индивидуальных счётчиков тепла. Если индивидуальных приборов нет, расчёт производится по формуле 3, она переписана в новом виде.

Если помещения оборудованы индивидуальными приборами учёта частично, работает формула 3(1), это новая формула. Когда все помещения оборудованы ИПУ, расчёт ведётся по формуле 3(3), которая переписана.

Вот как это выглядит в виде схемы:

На первый взгляд кажется, что формулы сильно изменились. Елена Шерешовец уточняет, что формулы поменялись только для многоквартирных домов, где есть помещения, которые отказались от централизованного отопления и перешли на индивидуальные источники тепла или где есть помещения, которые не являются общим имуществом. В этих помещениях в принципе не предусмотрено наличие приборов отопления.

Для домов, где таких помещений нет, всё осталось без изменений. Рассмотрим на примерах.

Оплата отопления при отсутствии приборов отопленияПочему КС РФ потребовал пересмотреть систему расчётов за отопление

Дом не оборудован ОДПУ или используются ИПУ

  • Формула 2(3) предназначена для расчёта отопления в многоквартирном доме, не оборудованном общедомовым прибором учёта.
  • Если в МКД нет помещений, где не предусмотрены приборы отопления или используются индивидуальные источники отопления, то Sинд равна нулю. В таком случае формула приобретает прежний вид:
  • Вот как это получилось:
  • Настоящий квест для ценителей математических расчётов

Дом оборудован ОДПУ, индивидуальных приборов учёта нет

Для расчёта платы за отопление в домах, которые оборудованы общедомовым прибором учёта тепла, но индивидуальных приборов учёта там нет, действует формула 3.

Если в таком многоквартирном доме нет помещений с автономным отоплением, то Sинд становится равна нулю, и формула приобретает прежний вид. Это действует и для регионов, где расчёт ведётся равномерно в течение отопительного сезона, и для регионов, где начисления производятся только в отопительный период.

  1. Посмотрите, как это получилось:

Оплата отопления при отсутствии приборов отопленияВзыскание задолженности за отопление при отсутствии радиаторов

Дом оборудован ОДПУ и хотя бы в одном помещении есть ИПУ

  • Для случая, когда многоквартирный дом оборудован общедомовым прибором учёта тепловой энергии и хотя бы в одном, но не во всех жилых и нежилых помещениях установлены индивидуальные приборы учёта тепловой энергии, предусмотрена новая формула:
  • Размер платы за отопление складывается из двух частей:
  • Vi – это плата за тепловую энергию, потреблённую в помещении;
  • страшная дробь – плата за тепловую энергию, потреблённую на общедомовые нужды.

Если индивидуальными приборами учёта оборудовано небольшое количество помещений, то числитель дроби получается большим, в таком случае размер платы за ОДН тоже увеличивается.

Елена Шерешовец объяснила, что в определённом случае есть опасность применить эту новую формулу и получить отрицательное значение ОДН. Так происходит, когда кто-либо из потребителей неправильно передаст показания – завысит их. Это может случиться вследствие технической ошибки или человеческого фактора.

По нашей новой формуле при расчете общедомовой платы от Vд – это объём тепловой энергии по показаниям общедомового прибора – отнимается сумма всех показаний индивидуальных приборов учёта. Если кто-то из потребителей ошибётся с показаниями, средний расход за помещения с ИПУ превысит средний расход по дому. Получится отрицательное значение. ОДН будет отрицательный.

Делаем вывод – необходимо постоянно контролировать и проверять корректность переданных показаний, даже если они снимаются в автоматическом режиме.

Формулы расчета платы за отопление в 2020 году

Платежи за отопление составляют львиную долю общей суммы расходов на коммунальные услуги.

Узнайте из этой статьи, как начисляется плата за отопление по новым правилам 2016 года и как определяется тариф, когда счетчики не установлены.

Умея «читать» квитанцию, вы будете в курсе того, сколько и за что платите. Это позволит вовремя выявить намеренные или случайные ошибки в расчетах, указанных в квитанциях.

Оплата отопления при отсутствии приборов отопления

Формула расчета платы за отопление

Правила предоставления коммунальных услуг регламентируются Постановлениями Правительства РФ №354 и №344. В них указано, что расчет платежей за отопление производится двумя способами:

  • На основе показаний приборов учета.
  • По нормативам потребления (если счетчики не установлены).

Без учета приборов

Вначале разберемся, как рассчитать отопление в квартире, если нет ни домовых, ни индивидуальных счетчиков. В данном случае применяется следующая формула:

Общая площадь квартиры х норматив потребления тепловой энергии х тариф на отопление, установленный в регионе.

Согласно действующему законодательству, во всех домах, где есть техническая возможность, должны быть установлены общедомовые счетчики. При их отсутствии при расчете платы за отопление применяется повышающий коэффициент. В 2016 г. он составлял 1,4, а с начала 2017 г. он был повышен до 1,6.

С общедомовым счетчиком

Другой способ расчета применяется, когда в доме установлен только один общий прибор учета, а в квартирах счетчиков нет. В таком случает применяется формула:

Общий объем израсходованного тепла в доме х площадь квартиры/общую площадь всех помещений в здании х тариф, установленный в регионе.

Общий объем израсходованного в доме тепла определяется на основе показаний общедомового счетчика, снятых за определенный промежуток времени. Обычно он составляет 1 месяц.

С индивидуальным счетчиком

  • Теперь посмотрим, как рассчитывается отопление в квартире, в которой установлен индивидуальный теплосчетчик. Формула довольно простая:
  • Объем потребленного тепла (показания квартирного счетчика) х тариф на отопление, установленный в регионе.
  • Расчет платы за отопление этим способом производится только при соблюдении двух условий:
  1. В 100% квартир установлены приборы учета.
  2. В здании есть общедомовой счетчик.

Как рассчитывается плата за отопление рассмотрим на конкретном примере:

Как определяется тариф в случае, если нет счетчиков

Хотя государство стимулирует собственников устанавливать приборы учета, до сих пор они есть не у всех. В таких случаях расчет тарифа производится одним из двух способов:

Расчет за водоотведение

В этой статье можно узнать, как рассчитывается плата за водоотведение

  • Если не установлен даже общедомовой прибор учета, берется тариф, установленный местной администрацией.
  • При наличии общедомового счетчика тариф рассчитывается для конкретного дома.

Тариф пересматривается 1 раз в год. На его размер влияют разные параметры, основные из них — это:

  • цены на энергоносители;
  • расходы за выплату зарплат;
  • средняя температура за последние 5 отопительных сезонов.

Когда завершается отопительный сезон, происходит пересмотр тарифа и перерасчет затрат за прошедший сезон. Если фактические расходы оказываются ниже, образовавшаяся переплата остается на лицевом счету собственника. Она пойдет в счет оплаты отопления в следующем году.

Если выявляется, что тариф был занижен, в квитанциях появляются дополнительные суммы.
Обратите внимание — если вы сами обнаружили несоответствие между начисленной и уплаченной суммой, вы вправе написать заявление о перерасчете. Образец заявления о перерасчете коммунальных платежей можно скачать в этой статье https://realtyinfo.online/7018-perechen-osnovanii-dlya-pererascheta-kommunalnyh-nachislenii

Что-то непонятно? Задайте вопрос и получите комментарий эксперта

Плата за отопление при отключении собственника от центрального отопления

Дубова Я.Г., эксперт журнала

Оплата отопления при отсутствии приборов отопления

Надо ли начислять плату за коммунальную услугу по отоплению собственникам помещений в МКД, которые отключились от центрального отопления (помещения отапливаются с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии)?

Про плату за отопление

Согласно ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. У кого конкретно возникает данная обязанность, сказано в ч. 2. Это:

  • наниматель жилого помещения по договору социального найма (договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, государственного или муниципального жилищного фонда) – с момента заключения такого договора;
  • арендатор жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда – с момента заключения соответствующего договора аренды;
  • член ЖК – с момента предоставления жилого помещения таким кооперативом;
  • собственник помещения – с момента возникновения права собственности на такое помещение;
  • лицо, принявшее от застройщика (лицо, обеспечивающее строительство МКД) после выдачи ему разрешения на ввод дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, – с момента такой передачи;
  • застройщик (лицо, обеспечивающее строительство МКД) в отношении помещений в данном доме, не переданных иным лицам, – с момента выдачи ему разрешения на ввод дома в эксплуатацию.

Вне зависимости от того, кто должен вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, данная плата включает в себя плату за коммунальные услуги. В свою очередь, в соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается:

  • исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета (при наличии таковых);
  • исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (при отсутствии приборов учета).

Среди видов коммунальных услуг, предоставляемых потребителю (собственнику помещения в МКД, жилом доме, а также лицу, пользующемуся на ином законном основании помещением в доме, потребляющему коммунальные услуги), числится отопление.

Потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления МКД вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в МКД. Данная норма прописана в абз. 2 п. 40 Правил предоставления коммунальных услуг.

Порядок определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению (п. 42(1) указанных правил) зависит от выбранного способа ее оплаты (в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года) и от того, есть ли в МКД приборы учета тепловой энергии.

Характеристика Особенности определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению
В МКД отсутствует коллективный (общедомовой) прибор учета (ОПУ) тепловой энергии Размер платы определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению и общей площади конкретного помещения (жилого или нежилого) в МКД
МКД оборудован ОПУ тепловой энергии, но не во всех жилых или нежилых помещениях в этом доме установлены индивидуальные и (или) общие (квартирные) приборы учета (распределители) тепловой энергии Размер платы в помещении рассчитывается исходя из показаний ОПУ тепловой энергии, общей площади конкретного помещения (жилого или нежилого) в МКД и общей площади всех жилых и нежилых помещений в доме
МКД оборудован ОПУ тепловой энергии, и во всех жилых и нежилых помещениях в нем установлены индивидуальные и (или) общие (квартирные) приборы учета (распределители) тепловой энергии Размер платы в помещении определяется исходя из показаний индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии и показаний ОПУ тепловой энергии, общей площади конкретного помещения (жилого или нежилого) в МКД и общей площади всех жилых и нежилых помещений в доме
Читайте также:  Кто должен устанавлива и менять счетчики в муниципальной квартире

Про возможность отключения от центрального отопления

Частью 15 ст. 14 Федерального закона от 27.07.

2010 № 190‑ФЗ «О теплоснабжении» запрещен переход на отопление жилых помещений в МКД с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения домов (исключение касается только случаев, определенных схемой теплоснабжения). К запрещенным индивидуальным квартирным источникам тепловой энергии относятся источники тепловой энергии, работающие на природном газе, не отвечающие следующим требованиям (п. 44 Правил подключения к системам теплоснабжения):

  • наличие закрытой (герметичной) камеры сгорания;
  • наличие автоматики безопасности, обеспечивающей прекращение подачи топлива при прекращении подачи электрической энергии, неисправности цепей защиты, погасании пламени горелки, падении давления теплоносителя ниже предельно допустимого значения, достижении предельно допустимой температуры теплоносителя, а также при нарушении дымоудаления;
  • температура теплоносителя – до 95 °С;
  • давление теплоносителя – до 1 МПа.

Таким образом, переход на законных основаниях на отопление с использованием индивидуального квартирного источника тепловой энергии (например, газового котла) в квартирах МКД все‑таки возможен, но при условии соблюдения вышеперечисленных требований, а также при наличии схемы теплоснабжения, предусматривающей такую возможность.

Развитие системы теплоснабжения поселения или городского округа осуществляется на основании схемы теплоснабжения, которая должна соответствовать документам территориального планирования поселения или городского округа, в том числе схеме планируемого размещения объектов теплоснабжения в границах поселения или городского округа. Разработка, утверждение и ежегодная актуализация схем теплоснабжения – это вотчина уполномоченных органов. Схемы теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения 500 000 человек и более, а также городов федерального значения утверждает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения (п. 11 ч. 2 ст. 4 Федерального закона № 190‑ФЗ). В поселениях, городских округах с численностью населения менее 500 000 человек этим занимаются органы местного самоуправления (п. 6 ч. 1 ст. 6).

Кроме того, согласно пп. «в» п.

 35 Правил предоставления коммунальных услуг потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на МКД, самовольно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, определенных проектной и (или) технической документацией на дом.

Один из примеров, когда судьи сочли законным переход на отопление с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, – дело № А74-4772/2016.

Электрические отопительные приборы не включены в перечень запрещенных к использованию для отопления жилых помещений в МКД при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения отопительных приборов.

Возможность их установки в квартире соответствует представленной проектной документации, техническим условиям, не нарушает права и законные интересы граждан, не создает угрозу их жизни и здоровью (см. Постановление АС ВСО от 05.04.2017 № Ф02-1114/2017).

В деле № А55-26533/2015 судьи подчеркнули: невозможно абсолютное отключение жилой квартиры от централизованного отопления.

Собственники жилых помещений должны обеспечить технически обоснованное решение вопросов об отоплении мест общего пользования и мест расположения (в том числе подвалов, подполов) общедомовых коммуникаций (коллекторов и стояков систем канализации, холодного водоснабжения), предусмотренных в соответствии с проектом МКД с учетом функционирования внутридомовой системы отопления, подключенной к централизованной системе теплоснабжения. В свою очередь, увеличение расхода природного газа влечет необходимость проведения технического расчета пропускной способности существующих газопроводов (наружных и внутренних) и определения стоимости работ по подготовке газовых сетей, а также получения разрешения на увеличение объема использования природного газа у газоснабжающей организации.

Как результат, переход на отопление жилых помещений в МКД с использованием индивидуальных источников тепловой энергии возможен после выполнения следующих условий:

  • согласие всех собственников помещений в доме на отключение (отсоединение) дома от центральной системы отопления и монтаж индивидуальных (поквартирных) систем отопления;
  • корректировка схемы теплоснабжения городского округа;
  • получение технических условий на подключение нового газоиспользующего прибора (котла) от газоснабжающей организации;
  • разработка специализированной организацией проекта (проектов) реконструкции внутридомовой системы отопления с учетом отопления мест общего пользования;
  • выполнение работ по демонтажу общей внутридомовой системы отопления и монтажу индивидуальных (поквартирных) систем отопления всех помещений одновременно в межотопительный период.

Обратите внимание:

судьи рассуждают о возможности перевода на индивидуальное отопление МКД в целом, а не отдельных квартир (см. Постановление АС ПО от 16.02.2017 № Ф06-17561/2017 по делу № А55-26533/2015).

В свое время ВС РФ в Решении от 07.05.2015 № АКПИ15-198 указал, что запрет, установленный ч. 15 ст.

 14 Федерального закона № 190‑ФЗ, введен в целях сохранения теплового баланса всего жилого здания, поскольку при переходе на индивидуальное теплоснабжение хотя бы одной квартиры в МКД происходит снижение температуры в примыкающих помещениях, нарушается гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения.

А Минстрой в Письме от 15.10.2014 № 22588‑ОД/04 добавил: процедура перехода на отопление жилых помещений в МКД с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии достаточно сложная и дорогостоящая, целесообразнее осуществлять такой переход в отношении не отдельно взятого жилого помещения, а МКД в целом.

Про плату за отопление при отключении от центрального

отопления отдельных жилых помещений

При расчете платы за коммунальную услугу по отоплению из общей отапливаемой площади, по которой начисляется плата за потребление коммунального ресурса, нельзя вычесть площадь квартир с индивидуальным (автономным) отоплением, так как это приведет к необоснованному увеличению размера платы для собственников иных помещений.

С одной стороны, жилищное законодательство не освобождает граждан, отключившихся от центрального отопления, от оплаты тепловых потерь системы отопления МКД и расхода тепловой энергии на ОДН. С другой стороны, определить стоимость платы только на указанные цели не представляется возможным, если нет индивидуальных приборов учета во всех жилых и нежилых помещениях.

Вывод: расчет производится в общем порядке.

Так, если в МКД нет ОПУ тепловой энергии, расчет платы за коммунальную услугу по отоплению осуществляется на основе норматива, который утверждает орган государственной власти субъекта РФ в порядке, установленном Правительством РФ.

В свою очередь, поскольку действующее нормативно-правовое регулирование не предусматривает возможность перехода одного или нескольких жилых помещений в МКД с центральным теплоснабжением на иной вид индивидуального отопления, законодательством не установлена и возможность определения раздельно норматива потребления в отношении отопления на ОДН и норматива потребления в жилом (нежилом) помещении.

Если же индивидуальные приборы учета тепловой энергии имеются во всех жилых и нежилых помещениях МКД, оборудованного ОПУ тепловой энергии, плата будет определена с учетом показаний счетчиков.

Таким образом, собственникам помещений, отапливаемых с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, должна начисляться плата за коммунальную услугу по отоплению.

Как указал АС СКО, переоборудование помещения путем демонтажа радиаторов отопления без законных оснований не может порождать правовых последствий в виде освобождения собственника помещения, допустившего такие действия, от обязанности по оплате потребляемой тепловой энергии.

Квартиры с индивидуальным отоплением не лишены теплоснабжения посредством теплоотдачи через общие конструкции МКД, оборудованного системой централизованного отопления, посредством которой отапливаются не только жилые помещения, но и общее имущество дома (Постановление от 28.09.2017 № Ф08-7132/2017 по делу № А53-20472/2016).

Изложенный подход подтверждают и другие судебные решения.

Арбитражный суд Судебный акт
АС СКО Постановление от 16.01.2018 № Ф08-9958/2017 по делу № А53-13387/2017, в передаче которого в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано Определением ВС РФ от 15.03.2018 № 308‑КГ18-928
Постановление от 26.02.2018 № Ф08-9705/2017 по делу № А53-13385/2017
АС СЗО Постановление от 02.11.2017 № Ф07-12165/2017 по делу № А42-6533/2016
АС ПО Постановление от 06.07.2017 № Ф06-20460/2017 по делу № А57-13845/2016
Постановление от 05.07.2017 № Ф06-21180/2017 по делу № А57-13843/2016
Постановление от 05.07.2017 № Ф06-20996/2017 по делу № А57-13844/2016
Постановление от 12.09.2017 № Ф06-24686/2017 по делу № А12-48753/2016, в передаче которого в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано Определением ВС РФ от 22.01.2018 № 306‑ЭС17-20725
АС ВСО Постановление от 10.02.2017 № Ф02-7582/2016, Ф02-7746/2016 по делу № А10-958/2014

В то же время следует отметить, что в ряде случаев судьи АС ВВО поддержали УК (ТСЖ), теплоснабжающие организации, которые не начисляли собственникам жилых помещений МКД, оборудованных индивидуальной (автономной) системой отопления, плату за услугу по отоплению. Обоснование таково.

Плата должна взиматься только за потребленную тепловую энергию и не может взиматься за энергию, не потребленную независимо от оснований, по которым эта энергия не получена.

Жилищная инспекция не оспаривала правомерность переоборудования квартир под индивидуальное отопление, этот вопрос не был предметом проверки. Доказательств того, что отопительные приборы в спорных квартирах включены в перечень приборов, запрещенных к использованию для отопления жилых помещений в МКД, приведенный в п. 44 Правил подключения к системам теплоснабжения, нет.

Судебный акт
Постановление от 09.02.2017 № Ф01-6514/2016, Ф01-6515/2016 по делу № А79-8748/2015, в передаче которого в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано Определением ВС РФ от 26.05.2017 № 301‑КГ17-6395
Постановление от 05.02.2018 № Ф01-6562/2017 по делу № А17-3138/2017
Постановление от 28.02.2018 № Ф01-6319/2017 по делу № А11-1525/2017
Постановление от 27.02.2018 № Ф01-6308/2017 по делу № А11-977/2017

* * *

Многоквартирный жилой дом является сложным, многофункциональным и единым объектом.

Использование всех его технических, инженерных и иных коммуникаций, а также инфраструктуры служит единой цели – обслуживанию и поддержанию всего объекта (то есть дома), в том числе обогреву домостроения по установленным правилам, качественным стандартам (например, поддержание определенного температурного режима). В связи с этим жилищное законодательство не освобождает граждан, отключившихся от центрального отопления, от оплаты тепловых потерь системы отопления МКД и расхода тепловой энергии на ОДН. 

Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение, №4, 2018 год

Компенсация за отопление: кому полагается, как оформить в 2020 году

Компенсации за отопление предусмотрена федеральными и региональными законами – первые устанавливают порядок возмещения расходов на оплату услуги ЖКХ по всей стране, вторые утверждаются решением властей на местах, исходя из возможностей бюджета муниципального образования и степени нуждаемости населения. В обоих случаях компенсация может быть полной или частичной. В целом, компенсация за отопление выплачивается с целью оказания помощи плательщикам с низким уровнем доходов. Рассмотрим какие произошли изменения в 2020 году.

Как выплачивается компенсация за отопление

Различают понятия компенсации и субсидии на отопление. Компенсация представляет собой определённую сумму денег, которая будет выплачена из бюджета страны или субъекта РФ гражданину, имеющему право на возмещение всех или только части понесённых им расходов.

То есть сначала человек платит по счетам за отопление, затем предоставляет в уполномоченные органы подтверждающие факт оплаты документы вместе с прочими требуемыми бумагами, доказывающими его право на льготу, а уже потом принимается решение о начислении ему средств или об отказе в выплате.

Субсидия же – это денежная выплата, начисляемая заявителю до того, как он совершит оплату коммунальной услуги. Сперва он обращается за деньгами в уполномоченный орган, а после получения средств он оплачивает отопление. Он также будет обязан отчитаться о своевременном расчёте со службами ЖКХ.

В каком бы виде не оказывалась целевая финансовая помощь, она в большинстве случаев предоставляется малоимущим гражданам, у которых не хватает личных средств на оплату отопления. Суммы дотаций утверждаются на местном уровне, исходя из действующего размера регионального прожиточного минимума.

Возможные причины отказа в перерасчете за отопление

Схема центрального отопления

Но не всегда написанное заявление на перерасчет отопления буде имеет силу. Существует ряд обстоятельств, при которых уменьшение денежной суммы не будет выполнено. В этом случае следует проанализировать все возможные спорные моменты и точно определить, что закон находится на стороне собственника квартиры.

В каких случаях делается перерасчет за отопление и возможны ли спорные моменты? Для их выявления следует внимательно ознакомиться с договором поставки услуг теплоснабжения. В нем четко определены права и обязанности сторон.

В обязательном порядке изучаются пункты о некачественном предоставлении услуг и порядок компенсации. Именно там должен быть описан четкий механизм перерасчета за некачественное отопление.

Если же представители ЖЭКа отказываются признавать факт несоблюдения договора – это может стать причиной судебного разбирательства.

Сложно или практически невозможно добиться перерасчета за отопление в следующих случаях:

  • Большие тепловые потери в квартире. Они могут быть обусловлены плохим качеством оконных или дверных конструкций, отсутствием утепляющего слоя на стенах. Но вместе с этим теплоотдача отопительных приборов должна быть на требуемом уровне;
  • Воздушные пробки в стояках. Это также является спорным вопросом о перерасчете за отсутствие отопления. Для удаления воздушных пробок из однотрубной системы представителям ЖЭКа необходимо обеспечить доступ в квартиру, где они расположены. Это не всегда возможно;
  • Уменьшение теплоотдачи в радиаторах. Это также является спорным вопросом о перерасчете коммунальных платежей за отопление. Номинально за состоянием отопительных приборов должны следить работники ЖЭКа. Но они могут сказать, что хозяина не было дома в положенное время. Зачастую компромисс находится методом временной установки промывочных кранов.
Читайте также:  Льгота на налоговый вычет при покупке квартиры

Если перебои в работе отопления обусловлены этими обстоятельствами – не рекомендуется добиваться перерасчета за теплоснабжение. В итоге сумма оплаты останется прежним. При этом собственник квартиры потеряет свое время и может быть часть средств на проведение экспертизы.

Причина отказа в произведении перерасчета за отопление не должна расходиться с действующими законами и нормами. Поэтому в случае неправильного решения необходимо провести повторное разбирательство, но уже на другом, более высоком уровне.

Как рассчитывается компенсация за отопление

Сумма компенсации за услугу ЖКХ будет определена в индивидуальном порядке.

Перед тем, как подать заявление на расчёт компенсации за отопление, нужно учесть некоторые факторы:

  • стоимость коммунальной услуги, которая будет возмещена, не должна оказаться выше установленных законом лимитов;
  • граждане, имеющие несколько оснований для получения компенсации, должны обратиться за возмещением затрат по какому-либо одному основанию на их выбор;
  • финансовая помощь оказывается без учёта принадлежности жилищного фонда;
  • площадь жилья инвалида с целью расчёта компенсации учитывается полностью;
  • инвалидам и родителям ребёнка-инвалида компенсируется 50% стоимости централизованного отопления или дров (угля) для обогрева в частных домах;
  • размер компенсации устанавливается на основании тарифов на отопление в регионе;
  • право на получение возмещения реализуется в отношении только одного жилого помещения;
  • компенсация начисляется ежемесячно;
  • заявители, проживающие в домах с печным отоплением, могут получить 50% стоимости твёрдого топлива, купленного в количестве, установленном действующими нормативами;
  • жильцы квартир с центральным отоплением вправе претендовать на полную компенсацию затрат на отопление максимум за 33 м2 площади помещения;
  • в большинстве случаев заявителям возвращаются излишне уплаченные за отопление суммы либо предоставляется 50%-ная скидка на оплату ЖКХ;
  • от оплаты счетов за отопление полностью освобождаются дети-сироты, граждане до 18 лет без опеки родителей, инвалиды, герои СССР и РФ, участники ВОВ.

Закон об отоплении

Регламентация отопительной сферы многоэтажных и частных домов производится согласно ФЗ номер 190. Правовой акт оговаривает полномочия институтов государственной и местной власти по отоплению многоквартирных и других строений.

Общие же правила теплоснабжения зданий установлены ФЗ №416, датированный 07.11.2011 годом с изменениями 2020 г.

Постановление Правительства страны номер 354 объясняет предоставление отопительных и других коммунальных сервисов владельцам и пользователям многоэтажных и частных домов.

Законодательные документы

Как определить способ, по которому нужно рассчитать плату за отопление | ЖКХ: ОТКРЫТАЯ ТРИБУНА

Закон предусматривает два способа оплаты за коммунальную услугу по отоплению:

  • в течение отопительного периода и
  • равномерно в течение календарного года.

Однако для потребителей в каждом конкретном МКД исполнитель коммунальных услуг (УО, ТСЖ, ЖК или ЖСК) вправе рассчитать плату за отопление только по одному из способов.

Чтобы определить способ, нужно:

О том, как рассчитать плату за отопление, см. отдельные рекомендации для каждого из способов оплаты: в течение отопительного периода и равномерно в течение календарного года.

Ситуация: как рассчитать плату за отопление, потребленное в целях содержания общего имущества в МКД

Отдельного порядка для расчета платы за такое отопление нет.

Плату за отопление рассчитайте совокупно – без разделения на плату за потребление услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в МКД.

Это предусматривает абзац 2 пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г.

№ 354 (далее – Правила № 354).

Ситуация: какую площадь нужно учитывать при расчете платы за отопление

Учитывайте общую площадь помещения. Такое правило следует из методик расчета платы за отопление, которые указаны в приложении № 2 к Правилам № 354.

Общая площадь жилого помещения состоит из суммы площадей всех частей такого помещения, в том числе площади помещений вспомогательного использования, которые предназначены для удовлетворения бытовых и иных нужд граждан при проживании в жилом помещении. В общую площадь жилого помещения не включают площади балконов, лоджий, веранд и террас (ст. 15 ЖК).

Сведения об общей площади помещения в МКД можно получить:

  • из правоустанавливающих документов на помещение, которые предоставил собственник;
  • выписки из ЕГРН;
  • технического паспорта на МКД;
  • проектной документации на МКД.

При отличии площадей в различных источниках используйте площадь, которая указана в ЕГРН. Такое правило следует из пункта 4 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства от 13.08.2006 № 491.

Ситуация: как рассчитать плату за отопление при централизованной системе, если одни помещения оборудованы ИПУ, а другие – распределителями

Законодательство прямо не устанавливает порядок расчета платы за отопление в таком случае.

Однако порядок расчета при наличии во всех помещениях ИПУ идентичен порядку расчета при наличии распределителей. Такое правило следует из пункта 42(1), пункта 3(3) приложения № 2 к Правилам № 354.

  • Поэтому исполнитель вправе принимать показания всех ИПУ и распределителей и суммарно определять объем тепловой энергии, которую потребили в таких помещениях МКД за расчетный период.
  • Ситуация: можно ли по желанию собственника отключить теплоснабжение в определенном помещении
  • Нет, нельзя.

Исполнитель обязан обеспечить работу системы отопления во всех помещениях МКД вне зависимости от желания конкретного потребителя отказаться от предоставления услуги теплоснабжения его помещения. Это следует из частей 1, 1.1 и 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса РФ.

Кроме того, потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, которые предусмотрены проектной или технической документацией на МКД. Самовольный демонтаж указанных элементов относят к переустройству помещения (ч. 1 ст. 7, ч. 1 ст. 25 ЖК РФ, подп. «в» п. 35 Правил № 354).

Ситуация: как рассчитать плату за отопление в МКД, если все помещения оборудованы ИПУ, но какие-то из них не прошли поверку и вышли из строя

Если ИПУ тепловой энергии в помещении потребителя прошел поверку, рассчитайте плату за отопление для такого помещения по формулам 3(3) и 3(4) приложения № 2 к Правилам № 354 исходя из показаний ИПУ и ОДПУ тепловой энергии (абз. 5 п.

 42(1) Правил № 354). Исполнитель не вправе менять порядок расчета платы для таких помещений, если собственники других помещений не провели поверку ИПУ и ИПУ вышли из строя. Конституционный суд изложил аналогичную позицию в постановлении от 10.07.

2018 № 30-П.

Если срок поверки ИПУ тепловой энергии истек, такой прибор учета считается вышедшим из строя. Плату за отопление для такого помещения рассчитайте по общим правилам согласно подпункту «а» пункта 59, пункту 60 Правил № 354.

  1. Ситуация: вправе ли потребитель требовать не начислять ему плату за отопление, если он демонтировал радиаторы в своем помещении
  2. Нет, не вправе.
  3. Отсутствие отопительных приборов в помещении потребителя не влияет на факт оказания услуги по отоплению и обязанность оплачивать оказанную услугу.

Отопление помещения в МКД, где не установлены или демонтированы радиаторы, происходит за счет транзитных стояков отопления и их ответвлений до мест врезки радиаторов. То есть помещение отапливается за счет отдачи тепловой энергии от стояков общедомовой системы отопления или соседних помещений.

Также потребитель вносит плату за отопление совокупно без разделения на плату за еe потребление в помещении и потребление в целях содержания общего имущества в МКД. Это предусматривает абзац 2 пункта 40 Правил № 354. Поэтому отказ потребителя от коммунальной услуги теплоснабжения его помещения можно расценить так же, как отказ оплачивать отопление мест общего пользования в МКД.

Ситуация: если исполнитель неправильно начислял плату за отопление, за какой период нужно сделать перерасчет

Сделайте перерасчет за весь период неправильного начисления платы, но не более срока исковой давности, то есть не более чем за три года. Такое правило следует из части 1 статьи 196 ГК, подпунктов «г», «д» пункта 31 Правил № 354.

Ситуация: должен ли исполнитель сделать перерасчет размера платы за отопление при временном отсутствии потребителя

Нет, не должен.

При временном отсутствии потребителя в жилом помещении исполнитель не делает перерасчет размера платы за коммунальные услуги по отоплению, электроснабжению и газоснабжению на цели отопления, а также за ОДН. Такое правило следует из пунктов 86, 88 Правил № 354.

Этап 1. Найдите региональный нормативный акт, устанавливающий способ оплаты

Определите, какой нормативный акт регулирует способ оплаты за отопление в вашем регионе.

Дело в том, что именно орган госвласти субъекта РФ вправе принять решение об изменении способа оплаты коммунальной услуги по отоплению. Такое решение разрешено принимать не чаще одного раза в год до 1 октября.

В течение пяти рабочих дней после принятия орган госвласти опубликовывает решение на своем официальном сайте. Это предусматривает пункт 2 постановления Правительства РФ от 29 июня 2016 г.

№ 603 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг» (далее – Постановление № 603).

Например, в Москве действует постановление правительства Москвы от 29 сентября 2016 г. № 629-ПП «О сохранении равномерного порядка внесения платы за коммунальную услугу по отоплению на территории города Москвы и внесении изменений в постановление правительства Москвы от 11 января 1994 г. № 41» (далее – постановление правительства Москвы).

Совет: чтобы найти нужный региональный документ, воспользуйтесь разделом «Правовая база»

Правее от поисковой строки нажмите кнопку «По реквизитам». Откроется блок для расширенного поиска. В разделе «Регион» выберите свой субъект РФ, например, Мурманская область.

В поисковой строке укажите интересующий запрос, например, «оплата коммунальной услуги по отоплению».

Нажмите кнопку «Найти».

Первый из найденных документов – постановление правительства Мурманской области от 5 августа 2016 г. № 386-ПП. Пункт 1 предусматривает, что на территории Мурманской области потребители оплачивают коммунальную услугу по отоплению равномерно в течение календарного года.

Если орган госвласти субъекта не принимал решения об изменении способа оплаты отопления, то порядок расчетов остается прежним.

Этап 2. Убедитесь, что способ оплаты распространяется на нужный вам МКД

Проверьте, не предусматривает ли найденный нормативный акт исключений для конкретных территорий субъекта РФ.

Так, орган госвласти субъекта РФ вправе изменить способ оплаты не для всего региона в целом, а для отдельных муниципальных образований (п. 2 постановления 603).

Например, в Москве по общему правилу отопление оплачивают равномерно в течение календарного года. Однако для Троицкого и Новомосковского административных округов сделаны исключения (п. 1 постановления правительства Москвы).

Этап 3. Определите, применяется ли установленный способ оплаты в текущий момент

  • Если орган госвласти субъекта РФ установил оплату за отопление в течение отопительного периода, то применяйте этот способ оплаты с начала отопительного периода в следующем году.
  • Если отопление решено оплачивать равномерно в течение календарного года, то применяйте этот способ с 1 июля следующего года.
  • Такие правила предусматривает пункт 42(2) Правил № 354.
Читайте также:  Коммунальные платежи в договоре аренды нежилого помещения

© Материал из Справочной системы «Управление многоквартирным домом»https://mini.1umd.ru
Дата копирования: 14.11.2019

Плата за Отопление — в течение календарного года или только в отопительный период

Ранее, уважаемые читатели, мы обсуждали с вами Корректировку платы за отопление при ее внесении равномерно в течение года, подымали вопрос Почему мы платим за отопление летом, а также касались вопроса Перерасчета за отопление при смене управляющей компании. Однако, вопросов относительно порядка начисления оплаты за отопление меньше не стало. В частности, каков все-таки установлен способ оплаты за отопление: в течение календарного года или только в отопительный период? Обсудим на примере Амурской области.

Согласно п.

1 Постановления Правительства Амурской области от 11 сентября 2012 года № 484 «О расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению» При расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению применять порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 г.

При этом, нового постановления о способе оплаты за отопление Правительством области не принималось. Соответственно, как покажется на первый взгляд, возникает правовая неопределенность: как все-таки платить, в течение календарного года равным долями или только в отопительный период.

Попытавшись пойти легким путем, мы обратились с соответствующим запросом в Министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области.

На запрос нам было сообщено, что Министерство полагает, что расчет размера платы должен осуществляться в соответствии с пунктом 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов. В своем ответе Министерство сослалось на установленный администрацией г. Белогорск Амурской области норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в размере 0,025 Гкал/кв.м в месяц, который установлен равными долями на 12 месяцев.

Не удовлетворившись ответом Министерства, поскольку формулировка «полагаю» порождает сомнения, мы решили самостоятельно провести «расследование» и уяснить прежде всего для себя, как же все-таки начислять и оплачивать коммунальную услугу «Отопление» в течение календарного года или только в отопительный период.

В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии – исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

Правилами № 354 в Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 (далее – Правила № 307 ), были внесены изменения, согласно которым с 01 сентября 2012 года утратили силу положения Правил № 307 в отношении всех коммунальных услуг за исключением отопления.

Поскольку Правила № 354 предусматривали расчет за коммунальную услуг по отоплению по факту потребления (то есть исключительно в отопительный период – либо по приборам учета, либо по нормативам потребления), а Правила № 307 предусматривали оплату отопления в течение года ежемесячными равными платежами с проведением один раз в год корректировки платы, Правительство РФ предоставило субъектам РФ право принять решение о выборе способа оплаты отопления – либо по Правилам № 354, либо по Правилам № 307.

При этом существование двух вариантов оплат отопления декларировалось как временное, установленное на некий «переходный период», необходимый для отказа от норм Правил № 307 и установления порядка оплаты отопления, предусмотренного Правилами № 354. Окончанием такого «переходного периода» была установлена дата 31 декабря 2014 года, после которой на всей территории РФ должен был действовать единый и единственный порядок оплаты отопления, регламентированный Правилами № 354.

Особенности оплаты за отопление в многоквартирных домах

11.12.2019 15:59 11 Декабря 2019 в 15:59

Плата за тепловую энергию, используемую для предоставления коммунальной услуги потребителям по отоплению – является самой затратной статьей расходов за «коммуналку». Эта коммунальная услуга имеет некоторые особенности как по оплате, так и по начислениям.Есть два варианта поставки в многоквартирный дом коммунального ресурса в виде тепловой энергии. Первый – когда в дом идет две отдельные трубы: по одной поставляется уже приготовленная на ЦТП горячая вода, по второй – подается тепловая энергия, используемая для нужд отопления.Второй – если в дом идет только одна труба с теплоносителем (нагретой горячей водой), которая используется для приготовления коммунальных услуг в виде горячего водоснабжения и отопления путем приготовления таких услуг с использованием внутридомового инженерного оборудования – индивидуального теплового пункта (ИТП).В первом случае ресурсоснабжающая организация поставляет в дом уже готовый коммунальный ресурс, который потребитель получает в виде коммунальной услуги (то есть, управляющая организация получает коммунальный ресурс, а потребитель – коммунальную услугу от исполнителя). Во втором случае данную услугу готовит непосредственно управляющая домом организация. Таким образом, даже при прямых договорах по теплоснабжению через ст. 157.2 ЖК РФ управляющая домом организация продолжает оставаться исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению и отоплению.Особенность отопления как коммунальной услуги состоит в том, что коммунальный ресурс по тепловой энергии на содержание общего имущества в МКД (КР на СОИ) по отоплению – не выставляется в составе жилищной услуги. Таким образом, КР на СОИ по отоплению – не бывает, отопление выставляется как единая коммунальная услуга (включая в нее обогрев мест общего пользования).Такая норма определена в абз. 2 п. 40 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.При этом в плату за коммунальную услугу по отоплению и (или) горячему водоснабжению, приготовленную в ИТП, не включаются расходы на содержание и ремонт ИТП, т.к. эти расходы подлежат включению в плату за содержание жилого помещения, являясь жилищной услугой (п. 54 Правил № 354).

Единая программа для ЖКХ

Начисление ЖКУ, бухучет, работа с жильцами, обмен с ГИС ЖКХ

4.02.2019 в своем письме N 3080-ОО/06 Минстрой России высказался следующим образом: при наличии в доме ИТП между РСО и потребителями коммунальных услуг подлежит заключению договор, содержащий положения о снабжении тепловой энергии для подогрева воды в целях горячего водоснабжения (с теплоснабжающей организацией) и договор холодного водоснабжения с объемом на нужды горячего водоснабжения (с организацией, осуществляющей холодное водоснабжение.Таким образом, переход на прямые договора с РСО через ст. 157.2 ЖК РФ при наличии в доме ИТП законом допускается (ранее у Минстроя России была противоположная позиция). В случае прямых договоров с РСО оплата осуществляется на основании платежных документов, которые предоставляет потребителям данная РСО. При этом договор теплоснабжения между управляющей домом организацией и РСО – не заключается (поскольку КР на СОИ по отоплению не бывает).Довольно важным вопросом при начислении платы за отопление является включение в выставляемую сумму потерь доставки тепловой энергии. Если в дом идут тепловые сети, которые являются внешними, то ресурсник вправе начислять потери. Причина потерь понятна и объяснима школьным курсом физики: пока тепло идет по трубе, оно остывает. Основной вопрос – сколько потерь управляющая домом организация «размыливает» в квитанции. Если у дома нет внешних сетей (или есть только те сети, которые в подвале от стены до прибора учета) – то потерь не будет или их сумма будет минимальной. Но если на дом повешены десятки или сотни метров внешних сетей, то потери могут быть очень значительными, собственники, оплачивая высокую стоимость отопления, могут даже не догадываться о том, какую обузу они тянут своим карманом.В законе установлен принцип, что оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов: либо в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.Способ оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода применяется с начала отопительного периода в году, следующем за годом, в котором региональным органом государственной власти принято решение о выборе такого способа, а способ оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года — применяется с 1 июля года, следующего за годом, в котором региональным органом государственной власти принято решение о выборе такого способа (п. 42.1 и 42.2 Правил № 354).Таким образом, при начислении следует руководствоваться региональным законодательством. Круглогодичная оплата отопления актуальная для северных регионов страны, где отопительный период правильнее называть отопительным годом.Несмотря на то, что новости о возможности использования теплосчетчиков (индивидуальных приборов учета отопления, ИПУ) почти год, на обывательском уровне игнорируется норма закона о том, что установка ИПУ тепловой энергии при вертикальной системы отопления МКД – запрещена. Теплосчетчики могут устанавливаться, а их показания приниматься к коммерческому учету – только при горизонтальной разводке внутридомовой системы отопления. В соответ. с п. 3 п. 3 Критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, утвержденных приказом Минрегиона России от 29.12.2011 № 627, установка ИПУ тепловой энергии в помещении МКД возможна, если по проектным характеристикам МКД имеет вертикальную разводку внутридомовых инженерных систем отопления. Поэтому ввод в эксплуатацию ИПУ по отопление осуществляется исполнителем только при горизонтальной разводке.Вместе с тем, как показывает практика, установка ИПУ по отоплению не приводит к существенной экономии по этой коммунальной услуги. Во-первых, сами теплосчетчики стоят не дешево (от 3000 до 7000 р.), т.е. отобьются нескоро. Во-вторых, необходимо оплатить работы по их установке. В-третьих, наличие в доме ИПУ не отменяет несения обязанности по оплате обогрева мест общего пользования. Поэтому с точки зрения применения новелла о использовании ИПУ по теплу выглядит сомнительной и не востребованной массово.

Павел Кузнецов, управляющий многоквартирными домами, автор книги «Управление многоквартирным домом: настольная книга управдома», преподаватель Русской школы управления, кандидат наук

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи облачного сервиса. Войти

Другие публикации в блоге

Организовываем систему видеонаблюдения в многоквартирном доме: как все сделать правильно

Размещение кондиционеров на фасаде многоквартирного дома: вопросы регулирования и ответственности

Продолжение: Юридический минимум, который нужен для председателя ТСЖ

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *